Париж, январь '15

February 28, 2015

Наши отношения с Парижем не сложились с моей первой туда поездки. Сама по себе поездка была чудесна, но Париж тогда меня разочаровал. Я не ожидала, что Елисейские поля совсем не поля, что на улицах не по-европейски много мусора, а покупку в универмаге Printemps можно сделать только прорвавшись через сотни представителей азиатских стран. Каждая моя следующая поездка сопровождалась отмиранием нервных клеток в связи с отменившимися съемками и такими глупыми проблемами, как, например, постоянные походы в офис к мобильному оператору SFR (их система работы для нерезидентов страны довольно замысловата и очень дорога). Ну и эта принципиальная позиция французов не говорить по-английски… А еще вечно дождливая погода!

Мой бойфренд Борис всегда успокаивал меня словами: "Это все потому что ты ездишь одна и по работе, когда соберемся вдвоем, все будет иначе", но как бы не так! Париж, куда мы отправились прямиком из Англии, решил “порадовать" нас еще до прибытия в город - хозяйка апартаментов, где мы должны были остановиться, меньше чем за сутки отменила аренду. Зачастую во Франции я бронирую апартаменты на сайте Airbnb, но с такой неожиданностью столкнулась в первый раз. Служба поддержки сайта среагировала незамедлительно, предложив нам на выбор несколько новых квартир со скидкой, поэтому заново делать бронирование нам пришлось в поезде по дороге с южного побережья обратно в Лондон. Так мы внезапно познакомились с не самым дружелюбным районом Парижа - Бельвилем.

Ситуация с квартирой не повлияла на нашу установку хорошо провести время в Париже. Мы выбрали стратегию увидеть как можно больше новых мест (а так же хорошо забытых старых), тем более, что в рабочих поездках мои передвижения зачастую ограничиваются треугольником Триумфальная Арка - галерея Лафайет - Лувр.

Вернусь к Бельвилю, с которого незапланированно и началась наша программа посещения новых мест Парижа. Посреди этого иммигрантского рая есть прекрасный парк Бют-Шамон, в который, кажется, еще не ступала нога простого туриста. Парк удачно находился в паре минут ходьбы от наших апартаментов, поэтому мы отправились туда в первое же утро после прибытия в Париж. В Бют-Шамон есть почти настоящие джунгли и скалы, а посреди парка находится озеро с островом, пройти к которому можно по нескольким мостам, один из которых, кстати, проектировал, Густав Эйфель. Претензий по поводу прочности металлоконструкций к Эйфелю быть не может, но от каждого моего шага мост опасно прыгал вверх-вниз, и я почувствовала себя в этих джунглях знаменитым и слегка безрассудным искателем приключений Индианой Джонсом. Несмотря на проходящую сейчас частичную реконструкцию, в Бют Шамон есть много мест, кроме моста, которые можно заинстаграмить, например, прекрасную ротонду на скалах в самой высокой части парка и пасущихся на берегу озера уток (их размер можно описать только как «ходящие фуагра»). Из-за неприятного моросящего дождя в этот день мы не поехали в находящийся за западной границей города Louis Vuitton Foundation (новый музей современного искусства в Париже, построенный по инициативе главы LVMH Бернаром Арно), и посвятили свободное время неторопливому шоппингу в Grands Magazins  - так французы называют большие универмаги, например, Printemps, BHV Marais, Le Bon Marche и другие.

На следующий день я по работе попала в новый отель Peninsula, расположившийся на avenue Kleber, недалеко от Триумфальной Арки. Отель оказался роскошным, но избавиться от навязчивого ощущения новодела было сложно. Зато, говорят, что в отеле подают лучший горячий шоколад в городе. Сколько я слышала про лучшие круассаны, макаруны, эклеры и тому подобное, никогда в это не верила, потому как известно, сколько людей, столько и мнений, но шоколад в Peninsula действительно стоит попробовать! После обеда мы уже вдвоем с Борисом отправились в шоурум к другу в Марэ, и я была в который раз обескуражена тем количеством народу, которое заполняет узкие улочки этого района. Если вы хотите увидеть живой Париж, не из туристов и арабов, отправляйтесь в Марэ! Это место, куда на шоппинг ходят сами французы, и где можно найти все, что угодно: одежду, предметы дизайна, украшения, а так же разнообразный винтаж. В отличии от большинства мест в Париже, магазины тут работают допоздна по будням и частично в выходные.

После Марэ мы отправились на масштабную ретроспективу американского художника в стиле нео-поп Джеффа Кунса, проходящую неподалеку, в музее Помпиду. На выставку я советую заглянуть даже тем, кто никогда не слышал о Кунсе - хотя бы для того что б увидеть одну из копий его скульптуры, проданную не так давно за 58 миллионов долларов. Спонсором выставки Кунса является шведский масс-маркет магазин H&M, в честь чего к ее открытию шведы сделали коллаборацию с художником (причем первую в своем роде, до этого H&M выпускали коллаборации лишь с дизайнерами одежды) и продавали ее ограниченным тиражом во флагманском магазине на Елисейских полях. Одновременно с нами по выставке ходила небольшая стайка фриков, которые по очереди забегали делать селфи в зале с ограничением 18+. Один из них с наигранным расстройством комментировал «If I post it in my Instagram they will delete me», выбирая лучший ракурс на фоне плаката совокупляющихся Кунса и Чиччолины.

Следующий наш день мы полностью посвятили Версалю, где Борис одурел от роскоши и от того, что на стакане кофе в ближайщем Старбаксе ему написали имя Louis вместо Борис. Конечно, зимой Версаль предстает не в самом парадном виде - скульптуры в саду закрыты брезентом, аллеи огорожены, а главный фонтан на ремонте, но зато это идеальное время для осмотра самого дворца. Народу не так много и, если поймать момент, можно сделать шедевральное фото абсолютно пустого Зеркального зала». Как в рекламных кампаниях Диор! Кстати, уже вернувшись домой, я нагуглила, что у Кунса была выставка в Версале в 2008 году - умопомрачительное сочетание китча и классики.

В наш последний день в Париже я обнаружила на телефоне скриншот статьи с довольно мрачной картинкой здания под названием Espace d’Abraxas. Какого же было мое удивление, когда Google Maps показали мне, что это место находится в нескольких минутах от хорошо знакомой мне остановки RER (RER это пригородные поезда-электрички, полностью интегрированные в сеть парижского метро), где живет моя подруга, и где я не раз бывала! Подруга поддержала нашу идею объединить поездку к ней в гости и культурную экскурсию к памятникам монументализма, но предупредила, что шедевр архитектора Рикардо Бофиля, планируемый 30 лет назад, как место диалога между национальностями и культурами стал настоящим гетто, и подкрепила это несколькими невеселыми историями о своих знакомых. В Дом-Театр, как кратко его называют, мы пошли по рассказанному ей же короткому пути, чтобы встретить минимальное количество аборигенов. Вооружены мы были только айфонами, так как я не желала встречи моей камеры с французскими гопниками на отшибе района Noisy-Le-Grand (мягко говоря, это маленькая Африка на полдороге от Парижа к Диснейленду), поэтому Дом-Театр на фото в телефоне влез совсем отрывочно, несоизмеримо с реальным масштабом.

Место очень красивое, довольно мрачное, и, безусловно, кажется магическим, если не читать предыдущий абзац. Частично увидеть Espace d’Abraxas можно в фильме Терри Гильяма «Бразилия», который снимали там в 1982 году, в момент завершения строительства, а вот ехать туда советую только особо интересующимся монументальными постройками, либо студентам архитектурным факультетов. Дополнением к поездке стали расположенные неподалеку дома-камамберы (про терминал-камамбер в аэропорту Charles De Gaulle мне уже рассказывали, а вот про дома я услышала от подруги впервые), между которых находится площадь имени Пабло Пикассо с репликами его скульптур. Сейчас на площади тоже идет реконструкция (кажется, в эту поездку мы собрали все реконструкции Парижа), но присутствие бригады строителей хотя бы частично снимает нервное напряжение при посещении этого не особо людного места. У обоих жилых комплексов одинаковый тип организации в виде замкнутого пространства, который давит на психику и отсылает к фильмам-антиутопиям о унылом будущем.

Несмотря на разные проблемы, которые, вопреки нашей теории, не покинули нас и в этот раз, пары дней мне всегда хватает, что бы простить Парижу все и начать наконец наслаждаться происходящим: непрерывным дождем, отсутствием интернета и макарунами по вечерам. А в самолете домой уже строчить список мест, которые нужно обязательно посетить в следующую поездку.

Места этой поездки, которые я советую посетить в Париже:

• парк Бют-Шамон (Buttes-Chaumont) на северо-востоке Парижа

• отель Peninsula, в нескольких минутах от Триумфальной Арки

• район Марэ (Marais), а так же самая старая площадь Парижа - Площадь Вогезов (Place des Voges)

• выставка Джеффа Кунса (Jeff Koons) в центре Жоржа Помпиду (Centre Pompidou) , работает до 27 апреля, общий вход на выставку и во все залы музея 13 евро

• Версаль (Versallies), а так же Большой и Малый Трианоны, входящие в его дворцово-парковый ансамбль

• жилой комплекс Espace d’Abraxas в восточном пригороде Парижа Noisy-Le-Grand

С удовольствием отвечу на все вопросы, советы и предложения по почте helenaboutko@gmail.com